Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва - страница 35

^ 3.6. Обзор розничного рынка лекарственных средств

Розничную торговлю лекарственными средствами в Российской Федерации осуществляют почти 70 тысяч аптечных учреждений. Также как на международном фармацевтическом рынке, тенденция развития российского розничного бизнеса связана с созданием аптечных сетей, действующих в основном в крупных и средних городах.

Розничный сегмент фармацевтического рынка достаточно динамичный. Так, например, только в августе 2009 г. было закрыто 70 аптечных учреждений и выдана 301 лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

По итогам проведенного в 2007-2008 гг. анализа рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами было выявлено, что в большинстве российских городов и муниципальных районов на рынке имеются хозяйствующие субъекты с признаками доминирования.

Также как на международном фармацевтическом рынке, тенденция развития российского розничного бизнеса связана с созданием аптечных сетей, действующих в основном в крупных и средних городах. При этом в небольших муниципальных районах остается недостаточное количество аптечных учреждений, что негативно влияет на ценовую и ассортиментную обеспеченность населения лекарственными средствами. По причине убыточности на рынке имеется процесс сокращения мелких аптечных учреждений (киосков и аптечных пунктов), а также производственных аптек и сельских аптечных пунктов. Вероятнее всего, тенденция формирования крупных аптечных сетей, включающих в себя или вытесняющих одиночные аптечные учреждения, будет продолжаться и в будущем.

Поскольку крупные аптечные сети могут злоупотреблять доминирующим положением, в 2009 году ФАС России включила в Реестр хозяйствующих субъектов, предусмотренный пп. 8 п. 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (в т.ч. субъектов, имеющих на рынках городских округов и муниципальных районов долю более 35 процентов), около тысячи аптечных сетей.

^ 3.7. Результаты мониторинга розничных цен на лекарственные средства

В связи с начавшимся в конце 2008 года кризисом и резким падением курса рубля по отношению к основным мировым валютам в аптеках резко выросли цены на лекарства. С целью недопущения необоснованного роста цен на лекарства в марте 2009 г. Правительство РФ приняло решение усилить контроль над рынком лекарств.

ФАС России осуществляет мониторинг цен на лекарственные средства среди хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами муниципальных районов и городских округов долю 35% или занимающих доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Мониторинг осуществлялся по 100 наиболее востребованным населением лекарственным препаратам, определенным по физическому объему розничных продаж на территории Российской Федерации. В их состав вошло 24 препарата из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - Перечень ЖНВЛС). Большая часть (58) включенных в мониторинг препаратов - отечественного производства.

Мониторинг цен на лекарственные средства проводился на 5 отчетных дат – 1 января 2009 г., 1 апреля 2009 г., 1 июля 2009 г., 1 октября 2009 г., 1 января 2010 г. на основе данных 945 аптечных учреждений из 77 субъектов Российской Федерации.

По итогам анализа результатов мониторинга цен в большинстве субъектов Российской Федерации выявлены случаи нарушения хозяйствующими субъектами установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на лекарственные средства. С начала проведения мониторинга цен (июль 2009 г.) территориальные органы ФАС России возбудили и (или) рассмотрели 346 дел по признакам нарушения порядка ценообразования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Средние розничные цены на включенные в мониторинг лекарства в разных регионах России отличаются более чем в два раза. Наибольшая средняя цена - в Чукотском автономном округе (161,76 руб.), наименьшая – в Кабардино-Балкарской Республике (70,41). Наиболее высокие средние розничные цены выявлены также в Магаданской, Сахалинской, Амурской и Мурманской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, Камчатском и Хабаровском краях и Республиках Якутия и Бурятия. Сравнивая средние розничные цены на лекарственные средства с оптовыми (закупочными) ценами аптечных учреждений можно сделать вывод, что за исключением Камчатского края более высокий уровень цен на лекарственные средства в названых регионах связан с высокими закупочными ценами.

Самые низкие средние розничные цены на рассматриваемые лекарства кроме Кабардино-Балкарской Республики и Нижегородской области также зарегистрированы в Чувашской Республике, Республике Мордовия, городах Санкт-Петербург и Москва, Ульяновской области.

Рост цен на лекарства в течение года опережал инфляцию и величину изменения стоимости бивалютной корзины. Розничные цены за год выросли на 18,8%, тогда как инфляция за год составила 8,8%, а рост стоимости бивалютной корзины - 3,9%. Наибольший рост цен на лекарственные средства произошел в 1 квартале 2009 г. Рост розничных цен аптечных учреждений (18,8%) происходил адекватно и даже немного отставал от роста оптовых цен поставщиков (20,8%) и отпускных цен производителей, то есть в значительной мере был связан с компенсацией розничными продавцами возросших затрат на закупку лекарственных средств.

Отечественные лекарства в течение года подорожали значительно меньше, чем импортные. Отечественные лекарства выросли в цене на 8,6%, а импортные – на 23,4%. Розничные цены на включенные в мониторинг жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства растут медленнее, чем цены на остальные препараты. За год цены на жизненно-важные лекарства, включенные в мониторинг, выросли по стране в среднем на 10,9%, тогда как цены на остальные лекарства увеличились на 21,2%.

В связи с тем, что реализация дешевых лекарств менее рентабельна, розничные продавцы формируют на них более высокий уровень надбавок, чем на дорогие лекарства. На дешевые лекарства стоимостью до 100 руб. надбавки в среднем на 1 января 2010 г. составили 32,3%, на более дорогие лекарства стоимостью от 100 до 1000 руб. – 28,4%.

В результате усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства в большинстве субъектов Российской Федерации в течение года наблюдалось сокращение фактических розничных надбавок. По итогам года сокращение составило 1,1% (с 32,43% до 31,34%). При этом на ЖНВЛС надбавки сократились за год на 2%, а на остальные лекарства – всего на 0,8%. Из всех субъектов Российской Федерации наибольшие фактические розничные надбавки к закупочным (оптовым) ценам зарегистрированы в Чукотском автономном округе - 102,6%. Вместе с тем, на жизненно-важные лекарства надбавки там почти в два раза ниже, чем на остальные лекарства.

Из всего списка лекарственных средств, в отношении которых проводился мониторинг цен, наибольший процентный рост розничных цен за 2009 год произошел на такие отечественные лекарства как Аллохол (на 376,9%), Мукалтин (на 247,9%), Таблетки от кашля (на 123,2%) и Глицин (на 111,6%). Однако во всех названых случаях рост розничной цены несколько отставал от роста закупочной (оптовой) цены и был связан с компенсацией розничными продавцами возросших затрат на закупку лекарств.



1832746653120860.html
1832847993096892.html
1833019236482283.html
1833195608558270.html
1833275611201706.html