Лекции на тему «Общение в семье и стереотипы поведения подростка»


Материалы для лекции на тему

«Общение в семье и стереотипы поведения подростка»


Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблема­ми личности. Последователем Адлера был Рудольф Дрейкус, кото­рый считал что мотивы поступков, а следовательно, и поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности.


Рассмотрим основные законы, на которых строится поведение на­ших детей:

1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели - чувствовать себя востребованным в семье, а также:

- ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере — уче­нии;

- строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками - коммуникативная состоятельность;

- вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса - реализация творческого потенциала.

3. Нарушая дисциплину (нормы) подросток осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушени­ем - скрытый мотив, следствие нереализованных потребностей (со­стоятельности).


^ I. Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания (ну посмотрите же, какой я!):

- активная форма - дразнит, смеется по поводу и без повода, им­пульсивные реакции проходят, как только его заметили;

- пассивная форма - делает все медленно (в час по чайной ложке).

Причины такого поведения:

1. Взрослые больше уделяют внимания «сердитому поведению».

2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологический голод».

3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чув­ствуют себя «пустым местом в семье».

4. «Сверхлюбовь - кумир семьи», отсюда безграничное желание получать максимум внимания.

Родители могут предотвратить такое поведение:

- отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение;

- учить просить внимания конструктивно (личный пример);

- минимизировать внимание (парадокс - своим вниманием мы закрепляем плохое поведение);

- игнорировать выходку;

- удивлять: на выходку ответьте выходкой;

- отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы;

- обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструк­тивного взаимодействия;

- используйте разрешающее поведение (роняет вилку – устройте соревнование по ронянию вилок).


^ П. Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти:

- активная форма - словесное негодование («синдром хама и син­дром адвоката»);

- пассивная форма - «тихое непослушание». Причины такого поведения:

1. Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав.

2. Мода на силу учит утверждению «Я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению.

3. Семейное воспитание.

Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личнос­ти. Имеют свое мнение, честолюбивы - можно строить отношения на равных.

Родители могут предотвратить такое поведение:

- уходить от конфронтации и снижения напряженности;

- не переходить на личности;

- не усиливать напряжения (сарказм не допустим, повышенный тон, демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивают на собственной правоте);

- позвольте подростку «сохранить лицо»: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему;

- обсуждайте поступки ребенка позже - без зрителей;

- демонстрируйте модели неагрессивного поведения.


^ III. Поведение подростка, построенное на проявлении мести.

Дети, которые демонстрируют поведение-власть, чаще обаятельные и симпатичные. Как правило, имеют лидерские качества, а мстители выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.

Активная форма поведения-мести - акты физического насилия -против окружения, порчи имущества; психические акты - оскорбления и хамство, невыполнение требований.

Пассивная форма поведения-мести - игнорируются все попытки установления контакта.

Сильная сторона: подростки демонстрируют высокую жизнеспо­собность, умение защитить себя.

Причины:

- отражение роста насилия в обществе;

- детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой;

- минимум эмоционального тепла в семье.

Родители могут предотвратить такое поведение:

- строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку;

- учить конструктивному выражению душевной боли.


^ IV. Поведение подростка, построенное на избегании неудач:

- активная форма - вспышки негодования: не может справиться с чем-либо - выходка;

- пассивная форма - откладывание на потом, недоведение до кон­ца - пусть лучше мои действия не оценят, но сохраню лицо, временная неспособность - уход в болезнь.

Сильная сторона: подростки хотят успеха и готовы к сотрудни­честву.

Причины:

- завышенные требования со стороны родителей (они бывшие ме­далисты или хотели быть таковыми);

- стереотипы семейного воспитания (ум - главное: «Я не тупой, а просто ленюсь»);

- перфекционизм - требования от себя и других совершенства - из­бежать ошибку любой ценой;

- отношения по типу «красного карандаша», т. е. работа не над достоинствами, а над недостатками!

Родители могут предотвратить такое поведение:

- поддерживать ребенка - «ты можешь!»;

- помощь в установлении контактов в сфере общения;

- развивать навыки, формировать временную перспективу - «бу­дешь ходить в бассейн - будешь сильным» и др. - в семейном кругу обозначить крут прав и обязанностей каждого члена семьи;

- санкции за нарушение правил придумывают сами подростки;

- объяснить, что ошибки - нормальное явление;

- формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с ко­торыми ребенок сможет справиться);

- концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах;

- отмечать достижения (экран успехов, звезды и др.) Главное - удовлетворить человеческую потребность - быть зна­чительным!
1855041948278353.html
1855148084317623.html
1855231393120341.html
1855337183564474.html
1855469214512041.html