Береза Слово «береза»


Эзотерический каталог деревьев


Береза

Слово «береза» образовано от общеславянского берза, ср.: литовское beerzhas, латышское beerzs, древнеисландское bjork, древненемецкий birka <, индоевропейское bher.g' — «светлый, ясный», bherg'-os, bhreg' — дерево начала; она распускается первой, примерно после весеннего равноденст*вия.

В лечебных целях издавна использовались кора, листья, почки и сок этого дерева. Народные целители добывали из него березовый сок, березовый уголь и березовый деготь и широко применяли отвары из березовых листьев и почек.

Древние лекари рекомендовали мыть голову отваром из листьев березы при преждевременном выпадении волос, пить березовый сок как противовоспалительное и мочегон*ное средство, использовать примочки из отваров листьев и почек для заживления свежих ран и порезов, даже глубо*ких. Отвары из листьев березы знахарки давали женщинам для лечения скудных месячных очищений. Настойками из почек березы лечили желудок и кишечник, стимулирова*ли аппетит.

В Скандинавии свежие листочки березы служили при*знаком начала сельскохозяйственного года, поэтому с их появлением крестьяне начинали весенний сев зерновых культур.

На Британских островах сельские жители имели обык*новение прогонять березовыми ветками духа прошлого года. В Галлии березовые ветки также использовали для изгнания злых духов, а еще — чтобы снять путы или отстегать пре*ступников или лунатиков. Березу, как «дерево начала», тра*диционно использовали в качестве материала для изготовле*ния колыбелей.

В старину о березе пели в народе как о дереве «об четы*ре дела»:

Первое дело — мир освещать, Второе дело — крик утишать, Третье дело — больных исцелять, Четвертое дело — чистоту соблюдать.

Из березы было удобно изготавливать лучины, она дава*ла деготь для смазки деревянных тележных колес, сок и от*вар березовых почек помогали от разных болезней, березо*выми вениками не только мели избы, но и парились в бане.

В Риме ликторы держали березовые ветки во время вве*дения в должность консулов, а березовые листья символизи*ровали приглашение.

Березовый срез над входной дверью защищал дом и его обитателей от неудач и злых духов.

Месяц березы по друидическому календарю — 29—30 дней после зимнего солнцестояния (ныне 21—22 декабря).


Боярышник

Это растение издавна использовали в народной медици*не. Широко применялись отвары плодов, цветков, а иногда и листьев боярышника для лечения болезней сердца и ожи*рения, а также душевных расстройств.

Ирландское название боярышника Uath — sceith, sceath, sceeth — «вред».

Греки старались умиротворить богиню Майю (Кардею) на время свадьбы, поскольку считалось, что свадьбы она не*навидит. Делалось это с помощью пяти факелов, составлен*ных из боярышника и цветов боярышника до начала шесто*го месяца, который считался несчастливым для свадеб.

Боярышник был также священным деревом Гебы, боги*ни цветущей женственности.

Римляне использовали боярышник в оргиях, посвящен*ных богине Флоре.

Византийцы, а вслед за ними и турки, считали цветущую ветку боярышника эротическим символом, поскольку, на их взгляд, она обладала особым «женским» запахом.

Некоторые ученые доказывали, что боярышник и культ богини Флоры завезли на Британские острова во время вто*рого нашествия белгов (конец I века до н. э.).

В валлийской мифологии боярышник появлялся как злой вождь великанов Аспатаден Пенкаур, отец Олвен. Аспата-ден всеми способами старался помешать женитьбе Килхуха на Олвен. Он требовал тринадцать сокровищ, которые было невозможно обрести. Сам великан жил в замке, охраняе*мом девятью привратниками и девятью сторожевыми псами. Это значит, что его месяц был в древнем валлийском кален*даре девятым (после осеннего равноденствия).

В ирландской традиции считалось великой опасностью выкорчевать старое дерево бо*ярышника. В результате мож*но было потерять весь скот, всех детей и лишиться всех денег.

В гэльских провинциях Шотландии почитались свя*щенные боярышники, растущие возле источников. В начале ме*сяца боярышника верующие приходили погулять вокруг ис*точников и развешивали на вет*ках лоскутки своих одежд. Ме*сяц боярышника, шестой после зимнего солнцестояния, начинался в дни, когда это растение только начинало цвести.

У средневековых англосаксов был обычай — выезжать майским утром, чтобы рвать боярышник и плясать вокруг майского дерева. Не случайно одно из английских назва*ний боярышника — may — совпадает с названием этого месяца.


Шпажник

Теплые дни умываются щедро дождями,

Вволю смородины будет, малины —

на диво.

Но отчего-то июньскими этими днями

Шпажника жду я особенно нетерпеливо.

Встань во весь рост гладиаторский,

Встань,гладиолус,

Шпажный клинок,

От рожденья до смерти свободный,

Алого цвета

Бесстрашный и искренний голос,

«Ствол кипариса —

Прямой и простой, благородный».

С. Шелковый. «Листы пятикнижья»


Бузина

Общеславянское название бузины — бъзъ; ирл. ruis. Бузина растет у воды, источников и ручьев; ее ягоды оста*ются на ветвях до середины декабря. Хотя цветы и внутрен*няя сторона коры бузины издавна служили целительными средствами, тем не менее считалось, будто запах бузины призывает болезни и смерть.

Бузина издревле применялась в народной медицине как действенное мочегонное средство для лечения воспаления почек и мочевого пузыря. Использовались также отвары из мелко нарезанных корней бузины.

Кора, листья, плоды, цветки и корни бузины также употреблялись с лечебной целью. В народе прежде наиболь*шей популярностью пользовались цветки бузины в качестве потогонного, противовоспалительного, мочегонного и легко*го слабительного средства. Отваром бузины, смешанным с медом, лечили болезни горла, почек и дизентерию.

В захоронениях мегалитической культуры были найдены ритуальные кремневые ножи, выполненные в форме листьев бузины. Это позволяет предполагать, что жрецы издавна связывали бузину с обрядами, посвященными смерти.

В тени бузины римляне представляли себе Парок3, кель*ты — фей, германцы — ведьм.

Древние кельты верили: если сжечь в очаге древесину бузины, то «призовешь в дом дух зла», а если положить ребенка в люльку, изготовленную из бузины, то он зачахнет или покроется синяками — от щипков фей.

Согласно ирландским поверьям, ведьмы предпочитали помелу из ясеня, метлы из бузины.

Англосаксы полагали, что король Уильям Рыжий был убит лучником, прятавшимся под бузиной:

Проклятье бузине и тису,

В тени своей приют дающим ведьмам.

(Т. Скот. «Филомифия», 1616)

Вторят им славянские суеверия, будто бузина — это обиталище нечистой силы: «Пiд бзом сидить нечистий» (Гринченко. Словарь украинского языка. Т. 1, с. 82).

Другой распространенный мотив народных верований — связь бузины и свирели. Дело в том, что из ствола бузины легко удалить сердцевину, чтобы получить трубочку — ис*ходный материал для изготовления свирели. Потому и про*звали бузину «пищальником».

Бузина была символом тринадцатого лунного месяца. Не стоит забывать, что число тринадцать издревле счита*лось мрачным и несчастливым.

Считалось также, что в бузину никогда не ударяет мол*ния, ее нельзя вносить в дом и ею нельзя топить очаг.

Куст бузины, усыпанный яркими ягодами, снился к се*мейному счастью. Это означало один из самых счастливых снов — где-то вас ждет уютный сельский дом, где вы отдох*нете и у вас будет время не спеша подумать о многом.


Бук

Fagus silvatica L. был давно примечен индоевропейскими народностями (индоевропейская праформа bhrgos). В нео*литических слоях поселения Пазарджик (Болгария) обнару*жены следы частичного одомашнивания бука.

Общеславянское букъ и букы, -ъве представляет собой старинные заимствования из германских языков. Ср. гот*ское boka, др.-верхненем. buohha, норвежское bok, немец*кое Buche. Родственно др.-гр. (рту/01? — разновидность зим*него дуба (Quercus esculus L.) со съедобными желудями, ла*тинское fagus f.— бук Fagus Silvatica, галльское bagos — бу*зина.

Бук — священное дерево Посейдона и Нептуна.

Для славян, германцев и кельтов характерна ассоциатив*ная связь бука с буквами и буквенным письмом (ср. одноко*ренные общеславянское букъ, букъве, общегерманское boka-; английское book — beech; немецкое Buch — Buchstabe — Buche). Это можно объяснить тем, что бук и в самом деле немало послужил распространению письменно*сти: из орешков бука изготавливали чернила, а из коры и древесины — таблички для письма.

Начальная фраза славянского букваря звучит вполне в друидическом духе: «Аз букы веди» — «Я ведаю буко*вые (знаки)».


Верба

Это общеславянское слово индоевропейского происхож*дения. Является суффиксальным производным от корня гла*гола «вертети». Первичное значение — «растение, прутья которого можно вертеть». Ср. латинское verbenae — «свя*щенные прутья, ветви».

Верба считалась священным растением в Египте, по*скольку изначальная, никем не сотворенная, божественная птица Бену (образ Атума) на заре мироздания летела над водами первичного моря Нун и свила гнездо в ветвях вербы на изначальном холме Бен-Бен. Из яйца, снесенного Бену, родился бог Атум, который и сотворил вселенную.

Таким образом, весенний праздник вербы знаменует на*чало творения вселенной.

В этом экзотерическом мифе находят свое объяснение основные символы Великого дня и Вербницы — ветки вер*бы, крашеные яйца, печеная птица.

У восточных славян Вербница проходила под знаком ос*вященной вербы, которая наделялась особой целебной си*лой. На Вербницу старухи запекали в хлебцы шишечки вер*бы и обязательно скармливали их скотине. Согласно кресть*янским поверьям, если съесть девять вербных сережек, то можно уберечься от лихорадки.

Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам. Освященными веточками вербы славяне хлеста*ли друг друга, и в первую очередь детей, чтобы не болели.


Вереск древовидный

Вереск — удивительное растение. Близкий родственник наших садовых трав в некоторых местностях, обычно высо*ко над уровнем моря и в условиях избыточной влажности растет как дерево!

Древовидные верески царят на вершинах гор, достигая нескольких метров в высоту. Они цветут белыми и розовы*ми цветами, которые служат превосходной приманкой пчел.

В Египте и Финикии это растение было посвящено бо*гине Исиде, чей брат-супруг Осирис был заточен в древо*видном вереске в Библе.

На горе Ида во Фригии4, где росли древовидные верес*ки, богиня Афродита одарила Анхиса5 смертельной любо*вью под гудение пчел.

На Сицилии вереск был посвящен богине любви Венере, древнейший храм которой располагался на горе Эрик (Сан Джулиано) и построен, по преданию, мифическим предво*дителем племени элимов, царем Эриком6.

В греческой традиции древовидный вереск был связан с медом, как символом любовного наслаждения и зачатия.

С острова Сицилия культ Венеры Эрикинской распрост*ранился по всему кельтскому миру. Сицилийская гора Эрик знаменита еще и тем, что ее посещал Бут, сын Борея, пове*литель пчел7. В его честь нимфы богини Эрикины8 устроили там святилище.

В Галлии и Гельвеции почитали богиню вереска по имени Уройка.

Британские кельты сохранили предание о смерти Garbh Ogh. Это была древняя великанша, чью телегу тащили лоси, чью еду составляли оленина и орлиное молоко, чьи семьде*сят охотничьих псов носили имена птиц. Она собрала камни, построила себе трехгранную пирамиду (cairn), «поставила свое кресло в холме во время цветения вереска», а потом ис*чезла.

Упоминание Гвионом в «Битве деревьев» того, что вереск несет утешение, относится к вересковому элю — любимому целебному напитку в Уэльсе:

Из вереска напиток забыт давным-давно,

А был он слаще меда, пьянее, чем вино...

(Р.-Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Пер. С. Я. Маршака)

Календарное значение ирландского вереска (Ura) — летнее солнцестояние. Эзотерическое значение древовидно*го вереска, как и миррового дерева,— Великдень.


Виноградная лоза

Виноградная лоза введена в культуру на юге Балканско*го полуострова в эпоху позднего неолита. Большинство ин*доевропейских диалектных форм восходит к корню wei-, «виться»: vitis < wei-tei-; vinum < wei-no-m.

Общеславянское «вино», как и ирландское muin, возво*дятся к латинскому vinum, что позволяет предположить об*щий культурный источник виноградарства и виноделия у славян и кельтов.

Открытая Дионисом виноградная лоза и виноделие рас*пространились в Восточном Средиземноморье в первой чет*верти II тыс. до н.э.

В Западное Средиземноморье лоза была завезена не*сколькими волнами миграций и колонизации конца II и пер*вой половины I тыс. до н. э.

На Британские острова лоза попала либо с миграцией белгов в первом веке до н. э., либо с римским завоеванием середины I века н. э.

В традиционном друидическом месяцеслове лоза замес*тила ежевику (см. ниже) и соответствовала десятому лунно*му месяцу после зимнего солнцестояния.

Виноградная листва символизировала наслаждение жиз*нью.

Древние верили, что есть виноград во сне означало, что вас закалят большие заботы. Если вы видите гроздья, ви*сящие в изобилии среди листвы, то вскоре добьетесь выдаю*щегося положения в обществе и сможете делиться благами с другими. Для молодой женщины этот сон был особенно многообещающим. Ей предстояло осуществить свое самое заветное желание.

Ехать во сне на лошади через виноградники, время от времени срывая зрелые ягоды,— предвестие очень при*быльной работы и осуществления мечты.


Вяз

Общеславянское название этого дерева сближается с глагольным корнем «вязати». Свое имя дерево получило благодаря гибкости ствола или «связывающему» свойству коры, из которой драли лыко. См. Ильм.


Граб

Это дерево играло значительную роль еще на заре ста*новления скотоводства — его листья и молодые побеги счи*тались неплохим кормом для домашних животных.

Праславянское «грабъ\\грабръ» имеет скудные соот*ветствия за пределами славянских языков, которые обозна*чают другие породы деревьев. Древнепрусское слово wosi-grabis означает «бересклет», умбрское прозвище Юпитера Grabovius переводится как «дубовый», древнемакедонское слово grabion обозначает дубовый факел в обряде богослу*жения.

В расхожем гороскопе друидов декада граба приходи*лась на 4—13 июня и, соответственно, 2—11 декабря.


Гранат

Как и мирт, это священное дерево владычицы царства теней Персефоны.

Родина граната — Северная Африка и Восточное побе*режье Средиземного моря. Гранат выпускает ярко-красные цветы во второй половине лета, а плоды размером с яблоко, содержащие 400—700 граненых зернышек с семенами в сочной оболочке, вызревают поздней осенью.


В народной медицине свежие плоды граната вместе с ко*журой применяли для лечения кашля, при воспалении тол*стой кишки, малярии и простуде.

Еще лучшим средством считался отвар коры граната, ко*торым в малых дозах успешно лечили бронхит, колит и ма*лярию.

Согласно греческим мифам, гранат пророс из упавших на землю капель крови растерзанного титанами Загрея9, сы*на Персефоны.

Гранат фигурирует и в мифе о похищении Персефоны Аидом. После решения богов-олимпийцев вернуть Персе-фону на землю Аиду ничего не оставалось, как отпустить ее, однако один из его садовников, по имени Аскалаф, заявил:

«Я видел, как госпожа сорвала гранат с дерева в нашем са*ду и съела семь зерен, и готов где угодно подтвердить, что она вкусила пищу мертвых!» Это существенно поднимало шансы Аида оставить прекрасную Персефону у себя, поэтому он велел Аскалафу сесть сзади на колесницу и выступить свидетелем на суде богов.

Согласно поверьям, приснившиеся гранаты означали, что вы сумеете использовать свои дарования во имя нравствен*ного совершенствования, а не станете предаваться сомни*тельным удовольствиям, которые вредят душевному и теле*сному здоровью. Съесть во сне гранат значило наяву под*даться чьему-то очарованию.

Если во сне возлюбленная угощает вас гранатом — это предвещает, что вам придется испытать искушение ковар*ными и губительными женскими чарами, но у вас хватит ду*шевных сил, чтобы выстоять.


Груша

Это одно из древнейших культурных растений. Следы приусадебного выращивания груши обнаружены на самых ранних памятниках неолита Балканского полуострова: Ди-кили-Таш и Ситагри (р. Драма, Греция), Димини (Фесса*лия, Греция) VII—VI тыс. до н. э.!

Не менее древняя и языковая индоевропейская прафор-ма pis-o-m: греческое apion; латинское pirum.

Древние греки считали, что есть во сне грушу — знак не слишком успешных дел и ослабления здоровья. Восхище*ние во сне плодами груши на прекрасном дереве означало, что перед вами откроются многообещающие перспективы.

Сбор груш во сне сулил вам приятные неожиданности, которые придут на смену некоторым разочарованиям. Если вы сушили во сне груши, то впереди вас ждали пресная бес*цветная любовь и скучная дружба.


Дуб

В эпоху раннего неолита, до широкого распространения злаковых культур, дубовые желуди были «первым хлебом человечества». Желуди растирали в муку, из которой выпе*кали хлеб.

В народной медицине отвар коры дуба использовали для остановки кровотечений из ран и в качестве вяжущего сред*ства при болезнях горла, глотки и гортани, а также для лече*ния язвы желудка.

Желуди мололи, заваривали и пили при золотухе и судо*рогах у детей.

Дуб (др.-греч. Арис,, др.-кельт, dru-, ирл. duir) — царственное дерево, посвященное богу-владыке небес, гро*мовержцу и тучегонителю во всех индоевропейских тради*циях.

Дуб — священное дерево Зевса-отца, Ареса и Геракла, Юпитера и Марса, Ахурамазды, Перуна, Перкунаса-Пер-конса. Тора, Дагды и Еза.

Древнейшее прорицалище Эллады в Додоне находилось в реликтовой роще северного дуба, который назывался fligoj.

Согласно мифу, две черные голубки вылетели из Фиван-ского святилища Зевса, неся в клювах по желудю.

Одна прилетела в Ливийскую пустыню. Из ее желудя вырос священный дуб прорицалища Аммонитов. Ливийцы утверждали, что Гарамант родился из земли раньше стору*ких и киклопов, и, когда вырос из долины, он принес мате*ри-земле жертву в виде сладкого желудя. Следовательно, дуб-тотем племени назывался Гарамант.

Другая, преодолев пространства моря и земли, призем*лилась в Додоне, из ее желудя и пророс первый пророчест*вующий дуб Зевса. Жрецы-геллы Зевса Додонского прори*цали, вслушиваясь в шелест листвы священного дуба.

Немейский царь-дуб был важной частью жертвоприно*шений в дни летнего солнцестояния (Дж. Фрэзер в «Золо*той Ветви»). Летний праздничный костер был обязательно сложен из веток дуба.

В Элладе дубовая ветвь была символом силы, могущест*ва и знатности. Дубовыми венками награждали воинов, со*вершивших выдающиеся подвиги. Чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейского бросал в воду дубовую ветвь, вы*зывая таким образом дождь. Согласно представлениям древних греков, дуб появился на земле раньше других дере*вьев.

Римляне зажигали обыкновенный костер дубовым поле*ном. Огонь богини Весты в Риме поддерживался дубовыми ветками.

В Риме дуб был посвящен Юпитеру. Перед жатвой, ког*да Цереру, богиню плодородия, чтили плясками и песнями, было принято увенчивать чело дубовыми венками.

Плиний Старший писал, что, не тронутые веками, одно*го возраста со вселенной, дубы поражают своей бессмертной судьбой, как величайшее чудо мира.

Кельты проводили под дубом все важнейшие собрания, суды и обряды. В священных рощах они выделяли могучие старые дубы и обносили их оградами, за которые разреша*лось входить только друидам-жрецам и ригам-царям.

Здесь жрецы совершали жертвоприношения, давали оракулы, очищали от скверны и т. п.

В кельтской традиции дуб считался «мощным приврат*ником против врага». Поэтому из дуба делали двери и во*рота.

Подобным почетом дубы были окружены и у славян. Под священными дубами расставляли идолов богов Перуна, Сварога, Велеса, также вырезанные из дуба. В жертву дубу приносили мед, брагу, пиво, квас, дичь.

Под дубами совершали огненные жертвоприношения. Там же находили священное покровительство беглецы и просители. Дубы украшали венками цветов, гирляндами, бусами из желудей. Дуб считался олицетворением мужского начала. Погибших в бою воинов сжигали на погребальных кострах из дубовых дров.

Дуб фигурирует во многих народных приметах:

Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.

Коли с дуба и березы лист опал чисто, будет легкий год для людей и скота.

Много желудей на дубу — к теплой зиме и плодородно*му лету.

Не сей пшеницы прежде дубового листа: если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.

Считалось, что корни дуба уходят в землю так же глубо*ко, как высоко в небо поднимается крона. Время цветения дуба — середина лета. Дуб часто «притягивал к себе мол*нию». Дубовые желуди долгое время входили в рацион древних народов и служили кормом для диких и домашних свиней (ср. латинское glandis и общеславянское желондь).

Из других растений священный дуб теснее всего связан с омелой и папоротником (см. далее).

Дуб ассоциировался с молнией и громом, грозой и лив*нем. Беда подстерегала всякого, кто решался срубить дуб.

Если листья дуба сворачивались особым образом, это предвещало жаркую сухую погоду.

Другая примета: если внутри дубильного орешка, кото*рые часто можно найти на дубе, окажется червяк — вас ждет богатство, если муха — неприятности, а если паук — болезни.

1855967633492477.html
1856036857016119.html
1856094667129388.html
1856303709192113.html
1856436713749409.html