личные права и свободы граждан - Конституции Российской Федерации 1993 г и действую­щего российского закон

личные права и свободы граждан: на передвижение, время пребывания в общественных местах, расширение основания для личного досмотра и т. д.;

политические права и свободы граждан: запрещение публич­ных акций, в том числе проведение забастовок, приостановление деятельности общественных, религиозных объединений, если она подрывает в условиях военного положения оборону и безопасность РФ и т. д.;

имущественные права граждан: у них может изыматься иму­щество, необходимое для нужд обороны с последующей выплатой государством его стоимости.

На граждан и организации могут быть возложены дополнитель­ные обязанности в виде их привлечения к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия и др., введения особого режима работы объектов, обеспе­чивающих функционирование коммуникаций (транспорта, связи, энергетики) и др.

На территории, на которой введено военное положение, могут создаваться на военное время специальные формирования с целью осуществления мер по организации производства (выполнения ра­бот, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Воо­руженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и ор­ганов.

Как на территории, на которой введено военное положение, так и на других территориях в период военного положения могут при­меняться меры, связанные с введением ограничений на осуществ­ление экономической и финансовой деятельности, оборот имуще­ства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, режим трудовой деятельности т. д.

На территории, на которой ведутся военные действия, приме­нение мер, предусмотренных для территорий, на которых введено военное положение, может быть возложено на органы военного уп­равления.

В указанном законе определены полномочия органов государ­ственной власти в области обеспечения режима военного положе­ния и особенности их функционирования в период его действия с учетом их места в системе государственной власти, содержания деятельности и компетенции.

Президент РФ руководит организацией обеспечения режима военного положения; обеспечивает согласованное функционирова-

414 Раздел VII. Основы адм.-правовой организации управления экономикой

ние и взаимодействие органов государственной власти в целях его обеспечения; контролирует применение мер по его обеспечению; определяет меры по его обеспечению, применяемые органами ис­полнительной власти и органами военного управления; определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспе­чения режима военного положения; определяет порядок прохож­дения военной службы в этот период и т. д.

Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам обеспечения режима во­енного положения, а Государственная Дума принимает федераль­ные законы по этим вопросам и т. д.

Правительство РФ руководит в пределах своей компетенции деятельностью органов исполнительной власти и организаций по обеспечению военного положения; организует разработку и обеспе­чивает применение мер, направленных на производство продукции для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения; организует работу по обес­печению потребностей государства материально-техническими, тру­довыми и другими ресурсами, организует разработку военно-хозяй­ственного плана и т. д.

Иные федеральные органы исполнительной власти осуществ­ляют полномочия, во-первых, за пределами специальных мер, под­лежащих применению на территориях, на которых введено воен­ное положение: организуют производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения; снаб­жение населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинское обслуживание; регулируют деятельность организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства и т. д.; во-вто-. рых, полномочия по реализации мер, которые могут применяться на территории, на которой введено военное положение. Однако пол­номочия данной группы указанные органы могут осуществлять лишь на основании указов Президента РФ. К ним, в частности, относят­ся полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государствен­ных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; организация эвакуации объектов хозяйственного, соци­ального и культурного назначения; изъятие в соответствии с фе­деральным законом транспортных средств и другого имущества у организаций и граждан; установление ограничения движения транс­портных средств и порядка их осмотра и т. д.


415
Глава 23. Организация управления в особых условиях

Аналогичные полномочия на подведомственной территории осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закон содержит специальные нормы, определяющие особенно­сти правового положения в этот период как граждан, так и орга­низаций. Граждане пользуются всеми правами и свободами чело­века и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральными законами. В частности, они обязаны выполнять нормативные правовые акты РФ по вопросам военного положения, а также требования обеспечивающих его ре­жим органов и должностных лиц; являться по вызову в эти орга­ны, а также в военные комиссариаты административно-територи-альных образований, на территории которых граждане прожива­ют. Граждане должны участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником ору­жия; предоставлять в соответствии с федеральным законом иму­щество для нужд обороны.

Права организаций и их должностных лиц могут быть огра­ничены в той мере, в которой это необходимо для обеспечения обо­роны и безопасности РФ. На территории, на которой действует во­енное положение, они обязаны выполнять требования органов ис­полнительной власти и военного управления, обеспечивающих его режим.

Организации в период действия военного положения обязаны: предоставлять для нужд обороны имущество, находящееся в их соб­ственности, с последующей выплатой стоимости этого имущества; выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безо­пасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрак­тами).

Меры обеспечения военного положения и, в частности, различ­ного рода ограничения должны применяться уполномоченными орга­нами и должностными лицами в строгом соответствии с устанав­ливающими их законами и другими нормативными правовыми ак­тами.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы организации управления там, тде они введены. По­этому они не могут быть сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно правоохранительных и воен­ных органов.
1856599943191915.html
1856694452021419.html
1856798457590166.html
1856855808724710.html
1856954352559699.html